Пн-вс: 10:00—22:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vkontakte email

Творческий проект «Особенности белорусского костюма»

Особенности той или иной культуры порождают национальные символы. Они являются достоянием народа и свято сберегаются, передаваясь из поколения в поколение. Есть такие символы и у белорусов. Одним из них является национальный костюм. И сегодня его можно видеть на самых различных мероприятиях. Девушки в белорусских национальных костюмах непременно присутствуют на официальных церемониях государственного масштаба. В этой одежде выступают фольклорные коллективы и некоторые эстрадные певцы.

Таким образом, белорусский национальный костюм (фото смотрите ниже) является наиболее самобытной и ценной составляющей культурного наследия народа.

белорусские национальные костюмы

Основные особенности

В результате проведенных исследований было выяснено, что на территории Беларуси существует порядка тридцати разновидностей народных костюмов. Эту одежду можно увидеть в некоторых селах страны. Белорусские национальные костюмы до сих пор хранятся в бабушкиных сундуках в качестве семейной реликвии. Полотняные фартуки и сорочки, безрукавки, головные уборы и юбки – все это удивляет нас своей красотой, художественной мерой, гармонией и целесообразностью.

Белорусские национальные костюмы имеют свои особенности. Их выделяет композиционная завершенность и виртуозная обработка всех деталей, а также сочетание практичности с декоративностью.

Художественный образ, который создает белорусский национальный костюм, усложнен орнаментными украшениями. Это аппликации и кружево, узорное ткачество и вышивка, которые располагаются на рукавах, вороте, фартуке и головных уборах.

Немного истории

Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.

Время шло, границы государств менялись, а вместе с ними и народные традиции. К концу XIX — началу XX веков белорусский национальный костюм уже имел единый облик, в котором ярко проявлялись этнические черты. Здесь можно было найти и древние языческие элементы (в основном в орнаментах), и влияние городской культуры. Однако костюм не был одинаковым во всех уголках страны. Этнографы насчитывают около 22 вариантов, которые сложились в разных регионах: Поднепровье, Понеманье, Поозерье, Восточное и Западное Полесье и т.д. Различия проявлялись в основном в орнаментах, расцветке и крое одежды.

Ткани

В прежние времена белорусские национальные костюмы шили из полотен, сотканных из шерсти и льна, а также из крапивы и конопли. Благодаря такому разнообразию исходного материала получали как более грубые ткани, так и тончайшие (для сорочек). Нередко вельможам шились костюмы из заморского материала. Его привозили с Запада и Востока. Крестьяне же ткали полотно сами. Они окрашивали его при помощи почек и коры деревьев, корней трав и растений, ягод и полевых цветов.

Белорусский национальный костюм обладает необыкновенной устойчивостью традиций. Это является одной из его важнейших отличительных характеристик. На протяжении многих столетий такая одежда сохраняла неизменный крой отдельных предметов, свою форму и некоторые атрибуты, передающиеся от поколения к поколению еще с языческих времен. Сотни лет неизменной оставалась и технология изготовления тканей.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужской костюм

В состав национальной одежды сильной половины человечества входили: — рубаха с вышивкой по низу и вороту; — брюки; — жилет; — ноговицы (поясная одежда).

Белорусский мужской национальный костюм по своему покрою не отличается особой сложностью. Льняная рубаха шилась в виде туники с низким стоячим воротничком и длинными рукавами. Карманы в ней отсутствовали. Вместо них имелась небольшая кожаная сумочка, которую носили через плечо. Рубаху, которая всегда носилась навыпуск, подпоясывал цветной пояс.

Еще одной деталью национального мужского костюма белорусов являются портки. Для более бедного люда они шились изо льна. Богатые мужчины надевали поверх еще одни штаны – шелковые.

Немаловажная деталь белорусского национального костюма – бравэрка. Это однобортный пиджак для мужчин, пошитый из домотканого сукна. Спереди в нем предусмотрено два накладных и такое же количество прорезных карманов. Спина смоделирована с подрезной кокеткой и украшена хлястиком.

Борта и воротник отложные. Прямой рукав внизу часто отделан накладкой с пуговицей. В конце 19 – начале 20 вв. такой пиджак носили только мелкие шляхтичи и зажиточные крестьяне.

Частью белорусского национального костюма служила летняя мужская безрукавка. Ее называли камизэлькой (от слова «камзол»). Шили такую безрукавку из домотканого сукна.

В зимнюю пору белорусы носили кожухи из овчины. Зажиточные люди обшивали их дорогой тканью и украшали аппликациями и вышивкой. Самые богатые предпочитали носить меховые шубы. Существовала также верхняя одежда, пошитая из сукна. Называли ее по-разному: «кирея» или «чуя», «епанча» или «бурка».

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Головные уборы для мужчин

Эта деталь национальной одежды отличалась большим разнообразием. Летом белорусы носили соломенный брыль, а зимой – меховую шапку аблавуху. В межсезонье от холодов спасала магерка, изготовленная из валяной шерсти. Нередко шились головные уборы из домашней овчины.

Мужики-белорусы часто носили в зимнюю непогоду аблавуху. Эту шапку-ушанку шили не только из овчины, но из заячьего, а также лисьего меха. Сверху на аблавухе было темное сукно. Снизу к такому головному убору пришивали четыре «уха». Два из них (переднее и заднее) завязывали на макушке, а боковые – под подбородком. Со второй половины 19 в. среди белорусов получил распространение картуз. Так назывался головной убор, имеющий лакированный козырек.

Женский костюм

В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:

— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.

Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.

Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.

В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.

Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.

Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева. Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды. Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.

В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками. Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой. Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Головные уборы для женщин

Эта деталь национального костюма имела важное обрядовое и социальное значение. По головному убору без труда определяли возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Его использовали во многих ритуалах и обрядах. Например, на свадьбе невесте торжественно меняли ее девичий головной убор на женский.

Незамужние белоруски носили разноцветные узкие ленты и венки. Женщины же должны были прятать свои волосы под платком или намиткой. В зажиточных семьях дамы носили головные уборы, изготовленные из тонкого дорогого полотна, украшенного кружевом, а также вышивкой из серебряных и золотых нитей. Более бедным женщинам приходилось довольствоваться платками из дешевых тканей с простой вышивкой. Однако разнообразие орнамента при этом оставалось столь же богатым.

Одежда городских жителей

Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.

Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.

Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.

Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.

Оформление национального костюма

Одежда белорусов была, как правило, белой. Для украшения она вышивалась орнаментным узором красного цвета, создававшим единую композицию образа. Изначально все рисунки были только геометрическими.

Затем в них были включены и растительные элементы. Орнамент в обязательном порядке присутствовал на вороте, рукавах, фартуке и головном уборе. Изготавливались костюмы с применением вышивки, кружева и аппликаций.

Виды костюмов

Мужской

Мужской вариант национального наряда белорусов складывался из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Рубаха имела отложной воротник и разрез на груди, ворот и нижняя часть украшались вышивкой. Подпоясывались мужчины обычно ярким поясом.

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на веревочке). Встречались также и модели с поясом, застегивающиеся на пуговицу.

Женский

Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понева. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Юбка-понева изготавливалась из трех отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понева. Практически во всех случаях поневу украшали красивым орнаментом.

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетеные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами. Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зеленого, белого и красного цветов.

Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.

Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.

Детский

Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.

Мальчики в 7-8 лет надевали свои первые штаны, а девочки в том же возрасте начинали надевать первые юбки. Другими составляющими костюм дополнялся по мере того, как ребенок взрослел.

Девочки обязаны были самостоятельно сшить и вышить свой первый фартук.

Сорочка

Для многих женщин пошить белорусский национальный костюм своими руками не составит особого труда. Начнем описание этого процесса с сорочки. Для пошива данного элемента костюма заднее и переднее полотнище рубахи необходимо соединить при помощи прямоугольных вставок – поликов. При этом в центре должна образоваться прямоугольная горловина. Далее ее собирают в мелкие складочки и стягивают таким образом, чтобы вырез охватывал шею. Затем в горловину вшивается воротник-стойка прямоугольной формы. Разрез пазухи, который образуется спереди, прикрывается манишкой. На следующем этапе в проймы сорочки вшиваются рукава. В верхней части их украшают при помощи декоративного рубчатого шва-валика. В низу рукавов делается сборка, и к ним пришивается манжет.

Далее сорочка украшается вышивкой. Она должна присутствовать на манжетах и в верхней части рукава, на поликах, манишке и воротнике.

Юбка

При раскрое этой поясной одежды используются два полотнища. Их соединяют между собой, собирают вверху в мелкую складку и пришивают пояс. Для юбки можно взять льняную или шерстяную ткань красного, синего или зеленого цвета. При этом полотно может быть однотонным, клетчатым или полосатым.

Ярко вышитая сорочка, фартушок и юбка – это национальный белорусский костюм для девочки. Для мальчика он будет состоять из косоворотки с геометрическим орнаментом по краю рукава, воротника и планки, брюк коричневого цвета, сшитых из ткани в мелкую полоску, а также пояса в виде крученого шнура.

Ссылка на основную публикацию
Похожее