Индия славится своей культурой и непоколебимой верностью традициям, одним из главных атрибутов которых является национальная одежда. От региона к региону меняется фасон нарядов, а узор и цвет ткани может рассказать о принадлежности к касте, социальном статусе, местности и характере. Несмотря на свое разнообразие, индийская одежда придерживается общего стиля — все наряды пестрят яркими красками и замысловатой драпировкой. Даже влияние запада не смогло пошатнуть самобытность Индии, а сами заграничные модельеры, вдохновляясь индийским колоритом, создают роскошные костюмы и платья.
Традиционная одежда и ее значение
С первым упоминанием индийской цивилизации в литературных источниках того времени связаны и упоминания о традиционном национальном костюме «дхоти», который тогда еще не имел половой принадлежности. Немного позже появился прототип сари, о котором свидетельствуют скульптуры богинь, облаченные в драпированную ткань.
Однако некоторые историки утверждают, что ношение всевозможных платьев и юбок было навязано англичанами во время колонизации Индии. Считалось, что до этого женщины ходили с голой грудью. У самих индусов есть легенда, датируемая 5 тысячелетием до нашей эры, связанная именно с таким вариантом одежды, как сари. Когда-то правитель древней Индии проиграл свою супругу в кости, но победитель не смог овладеть ею из-за бесконечно длинной ткани, обернутой вокруг тела женщины. Умело задрапированные полоски шелка помогли царице сохранить честь. С тех пор сари считается символом нравственности и целомудрия.
Индийская одежда для женщин не только подчеркивает их женственность, скрывает недостатки фигуры, но и имеет практичный характер. Издревле индусы предпочитали шить одежду из натуральных, легких тканей, комфортных для тропического климата Индии. Ткань имела важное социальное значение. Представители высших сословий носили исключительно шелковые или льняные одеяния, тогда как слуги и купцы могли позволить себе только хлопчатобумажные изделия. Сегодня люди уже не так яро отстаивают свои традиции, но тем не менее, в одежде сохранился индийский стиль, особенно по праздникам индусы стараются одеваться максимально традиционно. А теперь рассмотрим самые популярные варианты традиционной одежды Индии.
Женская
- Сари — это цельный отрезок ткани длиною в 9 метров и шириною до 1 метра. Куском ткани девушки обматывают талию, а ее край закидывают за плечо. Эту часть стараются богато украсить, так как она находится на первом плане. Для повседневной жизни выбирают однотонный цвет, но края расшивают золотыми нитями, пайетками или блестками;
- Гагра-чоли – это длинная юбка с коротким топом или лифом без рукавов, плотно обтягивающим грудь, а вот юбка напротив должна быть свободной и полностью скрывать ноги. Они шьются из тонкой ткани, так как поверх них, как правило, девушки надевают сари;
- Шальвар-камиз, или панджаби – так называются костюмы из шаровар, свободных на бедрах и зауженных к низу, а также туники с разрезами по бокам, начинающимися от талии. Костюм дополняет длинный шелковый шарф — дупатту, который используют как вуаль. Стоит отметить, что этот аксессуар стал очень популярным среди европейцев.
Конечно, в индийской женской одежде есть масса разнообразных нарядов, характерных для разных регионов. Так, чуридар-курта — это вариация шальвар-камиз, единственное отличие которого заключается в длине туники. А мундум-нерьятхум и мекхела-чадор — это формы известного нам сари, только с прикрытым животом. Существует более десятка разновидностей обвязывания ткани вокруг тела, каждое из которых имеет свое название.
Для девочек также имеется свой вид одежды, который называется патту-павадай. Платье собой представляет полусари конусообразной формы.
Мужская
- Дхоти – вариант индийской одежды для мужчин, который представляет собой широкие штаны из ткани отрезком в 5 метров. Два конца ткани обвязывают вокруг бедер мужчины и завязывают в узел по центру. Затем одним концом обматывают левую ногу и закрепляют на поясе за спиной, а второй конец закладывается за пояс спереди. Несмотря на неудобство в процессе надевания, мужчинам и мальчикам очень комфортно носить дхоти в домашней обстановке;
- Курта является дополнением к дхоти, это длинная рубаха до колен с вырезом на груди. Их также украшают разноцветными нитями, вышивкой и драгоценностями;
- Шервани — это своеобразное пальто или сюртук ниже колен с застежками на передней его части по всей длине. Его обычно надевают вместе с шальварами (шароварами) или с чуридарами (зауженными штанами). Шервани считается праздничной национальной индийской одеждой.
Расцветка мужских костюмов имеет также большое значение. Например, в черном шервани могут появляться только чиновники и высшие сословия, а белые надевают на особенные торжественные мероприятия.
Значение цветовой гаммы
Цветовая гамма, рисунки, которыми украшены концы тканей на сари и других одеяниях, узоры играют важную роль в создании образа как мужчин, так и женщин. Каждый цвет означает что-то определенное.
Например, красный является наиболее торжественным. Он присутствует и на одеяниях невесты, и на многочисленных украшениях в храмах, и даже цвет специй в Индии – оранжево-красный. Чистый оранжевый цвет символизирует огонь, а также чистоту, которая обретается после испытания огнем. У мужчины это символ отказа от мирских утех, а у женщин – вечная молодость, женственность и уют домашней обители.
Образ индийской невесты
Синий цвет символизирует расцвет силы, мужественности и власти. Многие божества имели костюм или кожу синего цвета. Хотя в некоторых областях этот цвет говорит о том, что его владелец этого одеяния – человек из низшей касты. Это связано в первую очередь с тем, что добыванием синего красителя занимались только бедные люди.
Как бы то ни было, синие наряды выглядят прекрасно
Индийская одежда белого цвета сочетает в себе смешение всех цветов. Этот цвет можно встретить на сари у женщин, которые только овдовели: он олицетворяет их верность и аскетизм. Также белый цвет говорит о чистоте, мире и святости.
Традиционный мужской костюм белого цвета
Особое значение несут в себе узоры и рисунки. Самыми распространенными изображениями на одеждах являются рисунки животных: слона, манго и рыбы. Рыба олицетворяет изобилие, слон – власть, а манго – плодородие.
Головные уборы
Женщины не носили головные уборы, а предпочитали вплетать в волосы цветы и ленты либо надевали декоративные обручи. А вот для мужчин тюрбан считался неизменным атрибутом мужской индийской одежды. Выделяют 5 основных видов:
- датар;
- пхета;
- ганди;
- май-сур-пета;
- раджастхани-пагари.
Для индусов считалось очень важным защищать свои волосы от сглаза, так как они олицетворяли их мужество. По виду тюрбана можно было судить к какой касте или штату относится этот человек. В наше же время их надевают только по случаю особенного мероприятия, так, выпускникам университетов вместо привычной нам четырехугольной шапочки «бонет» вручают майсур-пету.
Мужская одежда
Гардероб индийского мужчины примерно на 80% состоит из привычных нам брюк и рубашек, джинсов и футболок. И только по особым случаям в ход идёт национальный костюм. Но всё снова зависит от местности, в которой проживает данный человек, от рода его занятий и религиозной принадлежности. В сельскохозяйственных штатах мужчины носят дхоти и лунги. Для браминов (служителей индуистских храмов) также действует свой древний дресс-код.
Конечно, мужское население современных Дели, Бангалора, Калькутты, занятое работой в офисах, на предприятиях и крупных международных компаниях следит за мировыми тенденциями моды. Особенно в этом плане меня приятно удивляет Мумбаи: утром тысячи крупных и мелких клерков, менеджеров спешат на работу – это парад рубашек! С коротким и длинным рукавом, строгие белые и в мелкий забавный рисунок, но всегда с обязательной майкой под рубашкой. А ещё индийские мужчины очень тщательно ухаживают за своей причёской, усами и бородой! Они без стеснения останавливаются у витрин, чтобы поправить беспокойный локон.
В штате Гоа царит более неформальная обстановка – здесь любят шорты, футболки и шлёпанцы, яркие очки RayBan и сувенирные шляпы. Наши соотечественники с удовольствием разгуливают в просторных шароварах «али-баба» и рубахах местного пошива.
Ткани и цвет
Расцветка ткани играет большое значение в национальной индийской одежде. В жаркое время года женщины носят одежду холодных оттенков, в дождливые дни предпочитают теплый цвет, а с наступлением ночи облачаются в яркие цвета. Каждый цвет имеет свой смысл.
- красное сари с золотой росписью выбирают для невесты, так как он символизирует счастье в семейной жизни;
- белый цвет считается траурным. его носят вдовы, не имея права надевать серьги и браслеты после смерти мужа. Но это не значит, что остальным нельзя надевать белое сари — главное, чтобы оно не было однотонным, на нем должна присутствовать вышивка;
- зеленый цвет символизирует спокойствие и подходит для повседневной жизни;
- желтый цвет носит женщина после родов несколько дней, так он считается священным, означает очищение и приносит благо;
- розовый – цвет юности и скромности;
- оранжевый цвет в случае с мужчинами символизирует аскетизм, а с женщинами — хранение тепла и домашнего очага;
- синий цвет является символом бедности, его носят представители низших каст;
- черный цвет означает смерть, его не надевают на детей, во время торжеств и значимых событий.
Современная одежда в индийском стиле
Коренные жители редко носят традиционную национальную одежду в обыденной жизни. Сегодня чаще используются вещи, сходные с европейскими моделями или народные костюмы, модернизированные под западные стандарты.
Вместо сари женщины надевают длинные платья и юбки из тонких воздушных тканей. Богатая вышивка, роспись и прочий декор создают тонкие акценты, подчеркивая романтичность и непосредственность образа. Короткий топ-чоли прекрасно подходит для повседневного образа, дополняя брюки или удлиненную юбку.
Украшения
Каждая деталь в облике жителя Индии может охарактеризовать его, и индийские украшения не стали исключением. Какие-то браслеты передают настроение или оберегают девушку, другие же предназначены для богов, их надевают во время посещения храмов. Каждая девушка к свадьбе получает набор из 16 украшений, которые символизируют лунные циклы — они надеваются на щиколотки, живот, голову, руки, шею, предплечья и даже в нос. Богатые семьи могли себе позволить драгоценные камни и жемчуг, а представители низших сословий довольствовались деревянными и каменными украшениями. Кроме аксессуаров для тела, есть еще ряд убранств для полноценного образа индийской женщины:
- «аджна» — так назывались тени для глаз, тушь и подводка, которые сейчас продаются в ювелирных магазинах;
- «мехенди» — это роспись тела хной, известный народный обряд в Индии для девушек перед замужеством;
- «бинди» — пресловутая красная точка на лбу, открывающая по поверьям индусов третий глаз — путь в подсознание;
- «синдур» — красная линия на проборе, означает, что отныне девушка принадлежит семье своего мужа.
Индия – одна из немногих стран, которая до сих пор придерживается традиций не только в образе жизни, но и в одежде. Да и как можно отказаться от таких сказочных платьев удобного кроя и ярких украшений. Конечно, современная индианка все больше перенимает наряды из культур других народностей, но и национальные особенности продолжают прослеживаться в их одежде.
Индийский национальный костюм
на мужчине: вышитая рубаха, кафтан и шаровары, шелковый шарф и чалма
на женщине: сари, чоли, пояс, украшенный шалью
Костюм царя
Индийские цари принадлежали к касте кшатриев и необычайно почитались и обожествлялись. Их костюм состоял из золотого шелкового одеяния, тюрбана с диадемой, украшенного драгоценными камнями, цветных башмаков, золотого скипетра. Особые придворные носили за царем опахало из буйволовых хвостов, желтый зонтик, лук и меч. Все эти предметы являлись знаками царского достоинства.
Костюм воинов
Кшатрии, которые находились на службе царя, получали от него жалованье, и им принадлежала вся военная добыча, кроме золота и серебра, которые по закону являлись долей царя. Древние индийские воины носили длинные рубашки с красной каймой, поверх которой надевали овчину. На голове у них были повязки в виде тюрбана. Сражались они без лат. Щиты у них были деревянные или кожаные с металлической обшивкой. У конных воинов были круглые щиты, у пеших — узкие, высотой в человеческий рост. У военачальников рубашки были темного цвета, с серебряными украшениями. Их костюм был гораздо богаче, чем одежда простых воинов. Оружие в Древней Индии изготовляли из железа и меди. Индийцы рано овладели искусством плавления стали, и стальные индийские мечи высоко ценились в западных странах. Индийское оружие богато украшалось золотом, серебром и драгоценными камнями. Главным оружием древних индийцев был лук, и они мастерски им владели. Кроме лука, их арсенал составляли копья, мечи и кинжалы, боевые секиры, тяжелые булавы и палицы. У индийских воинов существовали метательные снаряды, а бегущих врагов они ловили арканами. Наряду с конницей и пехотой в индийском войске были колесницы и боевые слоны. Именно на роскошной колеснице или на слоне в богатом убранстве выезжал на поле боя индийский царь. Войско сопровождали музыканты: трубачи, флейтисты, барабанщики. Впереди войска несли знамя.
Обувь
Обувались индийцы в сандалии и кожаные башмаки. Зажиточные люди носили башмаки из белой кожи на цветных каблуках. Бедняки носили обувь, сделанную из коры дерева или из камыша.
Прически и головные уборы
Мужчины носили длинные волосы и длинные бороды, которые окрашивали в белый, синий, зеленый, пурпурный цвета. Головной убор напоминал древнеперсидскую митру, повязки были в форме тюрбана. Замужние женщины заплетали косы, которые спускались вдоль спины. В косы они вплетали цветы, нитки жемчуга, ленты. Девушки носили на голове обручи, украшенные колокольчиками. Волосы они зачесывали наперед и связывали узлом на лбу.
Украшения
Индийцы всегда заботились об украшении своего тела. Они совершали частые омовения, умащали тело благовониями, пользовались косметическими средствами: красили ярко-красной краской ногти, ладони, пальцы на ногах, сурьмили брови. Индийские женщины белили лицо и шею, красили щеки, золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Как в древности, так и в более поздние времена индийцы украшали себя множеством драгоценностей: ожерельями, браслетами для рук и ног, серьгами, кольцами. Как писал Афанасий Никитин, у индийских женщин «на шеях жемчуг, много яхонтов, да на руках обручи да перстни златы». Украшения изготовлялись в основном из слоновой кости, из жемчуга, кораллов, драгоценных камней — бериллов, изумрудов, рубинов. Люди, принадлежавшие к высшим кастам, носили богатые ожерелья и серьги из дорогих камней, множество браслетов, украшавших руки от кисти до локтя. Украшения бедных людей делались из дерева, цветных камешков. Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян.
Фото
Детская одежда
К детям в Индии относятся как к маленьким божествам: их балуют и наряжают. В крупных магазинах одежды детский ассортимент просто поражает. Пышные юбочки и платья, костюмчики и футболки, яркие цвета, блёстки и стразы, вышивка и аппликации. Детская одежда индийского производства очень популярна в мире. Есть и традиционные наряды для самых маленьких. Кроме того, к ним в комплект также идут украшения. Не удивляйтесь, увидев малышей с подведенными глазами и накрашенными ногтями, золотыми серёжками и браслетами – это дань традициям и способ защитить чадо от сглаза.
Панджаби или сальвар камиз
Еще одним видом традиционной одежды индийских женщин является сальвар камиз, или, как его еще называют по причине большой популярности в Пенджабе, панджаби. Этот костюм изначально появился несколько веков назад на территории современного Афганистана, а в Индию попал благодаря кабульским патханам.
Он состоит из двух частей: шальвар (сальвар) – широких благодаря множеству складок сверху и зауженных в районе щиколотки брюк — и длинной туники с боковыми разрезами – камиз. Но такие туники могут сочетаться не только с сальварами, их также носят и со штанами, клешенными от бедра – шарарами, узкими брюками чуридарами и шальварами в стиле патиала, у которых множество складок на брючинах и кокетке. Как сальвары, так и камизы украшают вышивкой, блестками, зеркалами или орнаментом. Дополняют все эти наряды чунни или дупаттой – длинным и широким шарфом. И если раньше индийская одежда в Москве, да и в других российских городах встречалась только в театральных постановках, концертных выступлениях танцевальных коллективов и музеях, то сегодня можно купить сари или камиз в магазинах этнических и экзотических товаров, которых довольно много.
Ленга-чоли, анаркали и патту-павадай
Видов и вариантов ленга-чоли существует великое множество, но все они состоят из юбки — ленги и блузки — чоли, которая бывает как короткой, так и длинной, и накидки. А вот анаркали больше всего напоминает сильно расклешенный сарафан, вот только носят его обязательно с зауженными брюками.
Для маленьких индийских модниц существует особый традиционный наряд — ланга-давани или патту-павадай. Это платье из шелка в форме конуса с прошитой на уровне ступней золотой полосой.
Особенности стиля
Стиль одежды индийского населения во многом связан не только с особенностями климата, а также с религией и особенностями местной культуры. Самая популярная одежда в стране – сари.
После обретения независимости Индия все больше ориентируется на европейский рынок – так к традиционной, привычной для нас одежде, они добавляют вышивку с изящными национальными мотивами, а также возрождаются традиционные индийские техники – принты, вышивка гладью и т.д.
Главное в индийском стиле – соблюдение черт традиционных и национальных костюмов, то есть в одежде должны содержаться элементы, которые традиционно ассоциируются именно с Индией. Кроме того он отличается от многих других своим яркими и запоминающимися цветами – выбирайте самые любимые и самые необычные цветовые расцветки и вы точно не окажетесь в пролете. Такое обилие цветов вместе разнообразной вышивкой, которой также славится этот стиль – подчеркнут индивидуальность каждой девушки и позволяют сочетать его с вашей привычной одеждой.
Индийская же отличается особой комфортностью уютом, ведь ее изготавливают только из натуральных материалов – они согреют зимой и дадут телу дышать летом.
Еще одна его отличительная черта индийского стиля в одежде– воздушные, но в тоже время очень женственные силуэты. Вместе с традиционными узорами они придадут вашему образу налет шарма и загадочности, такой своеобразной восточной тайны. Они будут весьма кстати будущим мамам, которые озабочены проблемой подбора подходящей одеждой – свободные и просторные ткани будут как раз к месту.
Для одежды в индийском стиле характерна асимметрия – одно ниспадающее плечо, закидывание шарфа или палантина на плечо (идет от традиционного сари), и многочисленные драпировки, которые при желании скроют дефекты фигуры и подчеркнут достоинства.
Такая универсальная курта
Традиционно это широкая и длинная рубашка без воротника, но с вырезом спереди, носить которую можно как в официальной, так и в неофициальной обстановке, зимой и летом. Сегодня такая индийская одежда существует во множестве различных вариантов. Для лета подойдет курта из шелка или хлопка, а для зимы — из плотных тканей, таких как шерсть или смесовая кхади (изготавливается вручную из шелковых нитей, хлопка и шерсти). Ее праздничный вариант украшают вышивкой и драгоценностями.
Носят курту с узкими чуридарами — брюками, специально выкроенными длиннее ноги так, чтобы ткань штанин образовывала на голени подобие браслетов, или с паджами – широкими штанами из белой хлопчатобумажной ткани.
Божественная мода индийских платьев: кто автор?
Индийская мода вместе с обычными и свадебными платьями — практичнее любого «бабушкиного свитера». Только в Индии «проживают» модные явления, которые не характерны Западу. Например, для сезона дождей модельеры готовы пошить индийские платья, костюмы и сумки со специальной «защитой» (сумка Birkin с дизайнерским полиэтиленовым чехлом), а вместо туфель предложить комфортные резиновые сапоги, которые уже буквально «истоптали» европейские подиумы в 2019-2020 гг. В женской одежде масса практичных решений, начиная от свадебного убранства, заканчивая повседневными вещами.
Даже в самом простом силуэте женщина в индийском платье представляется богиней
Ничего общего с little black dress, но сколько женственности…
Красивые индийские платья сшиты по «божественным» эскизам богини Сарасвати, Лакшми, Кали, Дурга и других. Сарасвати изображают красивой женщиной в белых платьях, которая восседает на цветке белого лотоса — вот почему белые платья обрели такую популярность. Черную богиню Кали изображают в дорогой одежде с ожерельем из черепов, а Лакшми — в красивом платье на розовом цветке лотоса. Наверное, это самые крутые модельеры за всю историю!
Индийские платья все до одного украшены печатным рисунком или ручной раскраской