Пн-вс: 10:00—22:00 по предварительной записи: пн-вс
whatsapp telegram vkontakte email

Урок в 5 классе по теме: «Технология изготовления ткани»

производство ткани

Во все времена люди носили одежду. Даже несколько миллионов лет назад наши предки использовали шкуры зверей, чтобы оберегать свое тело от холода, ветра и дождя. Постепенно количество материалов для производства одежды увеличилось.

Но, как и тысячи лет назад, основной составляющей процесса изготовления предметов гардероба человека является ткань. Именно поэтому решение основать свой бизнес в рассматриваемом направлении всегда выгодно. Стоит только правильно расставить приоритеты и учесть некоторые важные нюансы.

Например, необходимо подробно изучить, как производить ткани, какое оборудование для этого необходимо, какие существуют виды тканей и прочие весомые вопросы. Статья раскрывает некоторые немаловажные аспекты данной сферы деятельности.

Родина ткани

В настоящее время даже маленький ребенок знает, что огромное количество товаров поступает на мировой рынок от китайских производителей. Однако лишь часть населения в курсе, что эта азиатская страна является родиной чая, бумаги, пороха и многих других изобретений, которыми человечество пользуется до си пор. Китай также является первой в мире страной, где было запущено производство ткани.

Благодаря «одомашниванию» тутового шелкопряда население Поднебесной империи стало «пионером» в выпуске шелка. В честь данного материала был также назван и торговый путь, соединяющий Азию и Европу. Опередив другие страны на несколько тысячелетий, Китай также освоил производство хлопчатобумажных тканей. Постепенно достижениями Поднебесной империи стали пользоваться и другие государства, и секреты мастерства уже не были тайными.

Начальный этап: обработка сырья

Сегодня ткацкие фабрики выпускают материалы всех цветов и со всевозможными рисунками, которые можно себе представить. Как же осуществляется производство ткани? Процесс мы опишем ниже. Многим известно, что ткань изготавливается из многих тысяч крученых нитей. Однако первым этапом появления готового материала на свет является прядение. Изначально корзиночки хлопка, волокна льна или коконы личинок тутового шелкопряда подвергаются обработке. Последние, к примеру, варятся.

Обработанный материал помещают в емкость. От каждого элемента вытягивают тонкую ленточку. Определенное их количество скручивают в нить. Так процесс прядения осуществлялся давным-давно. Затем ему на смену пришло веретено. После – автоматическая прялка. Сегодня производство ткани также неизбежно без данного процесса. Однако всю работу выполняет различное автоматизированное оборудование.

Собранный из сырья материал подвергается рыхлению и трепанию. Он прессуется, затем разделяется на небольшие порции. Следующим этапом является очистка от мусора и посторонних примесей. Очищенный материал пропускается через чесальные машины. Поверхность данных аппаратов покрыта сетью иголок. Сырая масса проходит между быстро вращающимся барабаном и медленно плывущими валиками. При этом короткие и инородные волокна удаляются, то есть вычесываются. Проходя через аппарат, материал приобретает форму толстой и рыхловатой полоски.

Технология изготовления ткани из пряжи (ткачество).

Существует шесть производственных этапов изготовления ткани.

Волокно Нити Ткачество Суровая

(пряжа) ткань

Отделка Готовая ткань

Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством

. Ткани вырабатывают на ткацких станках в виде длинных полос различной ширины. Ткацкое переплетение — это переплетение нитей основы и утка. Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

1.По кромке.

2. По степени растяжения — нить основы меньше тянется.

3. Основная нить прямая, а уточная извитая.

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – полотняное. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шелковые ткани.

Изготовление ткани осуществляется в два этапа — подготовка пряжи к ткачеству и ткачество. Нити основы должны иметь большую длину, поэтому до заправки на навой ткацкого станка их сматывают на мотальных машинах, конец нити с одной шпули соединяют с концом другой шпули. Нити основы пропитываются клеящим составом – шлихтой и наматываются на навой – большую катушку. С навоя нитки основы пропускаются через ремизки, состоящие каждая из двух планок, соединенных между собой пластинками с отверстиями для ниток. С помощью ремизок часть нитей основы опускается, а часть поднимается. В результате чего между нитями образуется ромбовидный зев, в который с помощью челнока прокладывается нить утка. Уток специальным гребнем – бердом прибивается к опушке ткани. Вслед за этим ремизки опускают и поднимают другие нити основы, образуя новый зев, в него снова прокладывается нить утка. Получаемая ткань навертывается на товарный валик.

Технология соединения деталей между собой.

Для соединения деталей учащиеся используют ручные швы

.

Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперёд – это прямые швы, например, шов «вперёд иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперёд, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок – это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и другие).

Шов «вперёд иголку»

, или смёточный, считается самым простым. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка от 5мм до 2см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной стороне – одинаковой длины.

Шов «назад иголку».

Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперёд иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке стежки заходят друг на друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперёд, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью – два стежка вперёд и т. д.

Шов «ручная строчка».

Этот шов – разновидность шва «назад иголку», но ещё более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий, только без просветов между стежками. Аккуратно выполненную ручную строчку трудно отличить от машинной.

Потайной шов.

Стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия. В старину портнихи прежде всего работу оценивали по тому, как подшит подол.

Крестообразный шов «козлик».

Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх.

Петельный шов.

Обмётывают срезы тканей, используют в аппликациях и т.д. удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево.

Методика обучения младших школьников соединительным швам (см. слайды)

Виды соединительных швов:

«Вперед иголку»

Стежки и расстояния между ними одинаковые. Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины.

Технология выполнения:

Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделайте второй стежок, и т.д. Стежки шва и пропуски выполнять одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной.

«Вперед иголку» в 2 приема.

«Через край

(обметочный, краевой)»

«Строчка» –

выполняется справа налево, длина стежков одинаковая, нет расстояний между стежками.

«Подрубочный» и «потайной»

(для обработки края изделий).

Методика обучения младших школьников декоративным швам (см. слайды).

Декоративные швы:

«Стебельчатый (веревочка)».

Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его нужно выполнять в направлении слева направо. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

«Тамбурный (цепочка)»

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывайте иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

«Петельный»

Подогните ткань на изнаночную сторону на ширину 3-4 мм и приметайте её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполняйте в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложите на указательный палец левой руки и придерживайте его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложите вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывайте в ткань, отступя от первого стежка вправо и делайте стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затяните, сделайте третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины.

«Бархатный (козлик)»

Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют, как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани. Стежки располагайте слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.

Все декоративные швы выполняются слева направо. На основе тамбурного шва выполняется еще 2: широкий тамбурный (используется в вышивке: петельки в прикреп); шов елочка.

По 1-4 кл. есть вышивки тамбуром и гладью, выполняется обязательно в пяльцах и в 1 прокол. Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек — стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов — «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Можно выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25 X 30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т.д.

На уроках технологии при работе с текстильными (волокнистыми) материалами используются хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани, швейные нитки, нитки для вышивания и штопки, шерстяная пряжа, текстильная галантерея (тесьма, лента, кружева). Из нетканых текстильных материалов с успехом применяются искусственная кожа, ватин, синтепон. Учащиеся изготавливают плоские изделия из тканей (салфетки с вышивкой или аппликацией, ажурные салфетки, прихватки, плоские игрушки); объемные изделия (игрушки по готовым выкройкам, грелки на чайник и др.), изделия из ниток (технологии «кольцо», «помпон», «кокон»). Младшие школьники изучают приемы ремонта текстильных изделий (пришивание пуговиц, термоаппликации и др.)

Рассматривание коллекции видов волокнистых материалов, образцов изделий, ознакомление с фрагментами уроков по работе с тканью и волокнистыми материалами.

Изделия, выполненные из волокнистых материалов, посильны в выполнении детям младшего школьного возраста и привлекают их своим внешним видом, разнообразием практического применения, а часто новизной и необычностью. В процессе выполнения изделий из волокнистых материалов дети проявляют не только старательность, тщательность, аккуратность в работе, но и много выдумки, фантазии, творчества, активности. Все это, в свою очередь, влияет на развитие дизайнерского мышления.

Многие задачи, определённые программой и связанные с обработкой разных видов материалов, на внеклассных занятиях

по рукоделию значительно расширяются. Учитывая сложности, которые возникают у учащихся на уроках по шитью, вышиванию и плетению, необходимо на занятиях по технологии во внеурочное время уделять определённое количество часов работе с волокнистыми материалами.

При обучении детей на уроках технологии рукодельным работам от учителя требуется большая индивидуальная работа с учащимися, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от учителя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. К сожалению, это не всегда удается сделать. Во время же внеклассных занятий

, выполняя полезные и нужные изделия, дети заметно совершенствуют умения и навыки по обработке разных видов материалов.

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с разными материалами, находят свое дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию на внеклассных занятиях.

Практические работы, связанные с обработкой волокнистых материалов, развивают глазомер, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материала, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе внеклассных занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки материалов, различными измерительными инструментами.

Согласно современным научным данным, предметно-практическая деятельность является эффективным средством развития личности. Ее необходимость и использование в жизни растущего, развивающегося человека запрограммированы самой природой. Если практические фазы приобретения опыта и знаний об окружающем мире будут проигнорированы, дальнейшее развитие ребенка становится просто невозможным, поскольку у него не будет для этого соответствующей базы.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным техническим устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает учителю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие технические способности детей, воспитывающие у них интерес к науке и технике, любовь к творчеству.

При организации внеурочной работы

учитель должен соблюдать следующие принципы:

· выдерживать определенную направленность занятий;

· обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

· осуществлять массовость внеурочной работы по охвату ею большинства учащихся;

· опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;

· иметь общественно полезную направленность всех выполняемых на внеурочных занятиях работ;

· подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам школы.

В содержание внеурочной работы целесообразно включить изготовление поделок из бумаги, картона, ткани, разных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе.

В практике школы сложились следующие организационные формы внеурочной работы:

Индивидуальная работа

учащихся по заданию учителя осуществляется по специальному плану учителя. В процессе этой работы отдельные учащиеся самостоятельно изготавливают различные наглядные пособия и технические объекты. Индивидуальную работу следует рассматривать как начальную ступень кружковой работы. В дальнейшем, как правило, учащиеся, хорошо выполняющие индивидуальные задания, включаются в работу кружков и являются наиболее активными их членами.

Работа в кружках и группах продленного дня

. Наибольшее распространение в начальных классах получили кружки по изготовлению игрушек, наглядных пособий, а также кружки технического моделирования и прикладного искусства. В каждом кружке конкретное содержание определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся и подготовленности самого учителя. Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, подготовки материалов и инструментов.

Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю по 1,5 – 2 часа. На первых занятиях дети знакомятся с техническими объектами и выполняют практические задания по образцу. На последующих занятиях учащимся даются задания вносить дополнения и изменения в объекты труда.

Массовые формы внеклассной работы.

К ним относят беседы и рассказы о труде взрослых, конкурсы по изготовлению самоделок, выставки детских работ. Важное место среди массовых форм внеклассной работы занимают выставки, которые отражают результаты творческой деятельности учащихся. Выставки могут преследовать различные цели. В течение года устраивают периодические выставки, которые обычно посвящаются тематическим вечерам. В конце года, как правило, организуют отчетные выставки, отражающие результаты деятельности детей, работавших в кружках, группах и классах продленного дня.

Занятия по изонити способствуют длительной систематической работе по развитию зрительно – двигательной координации рук. Дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения, выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приемами выполнения.

Методика организации и проведения кружковой работы.

Внеурочные занятия предусматривают разные возрастные уровни, начиная с 6 лет и далее, в зависимости от способностей, желания и возможностей ребенка заниматься вышиванием. Построение процесса обучения в качестве основной формы передачи знаний предполагает занятия в мини-группах и индивидуальные в зависимости от психофизического развития детей и их совместимости в группах. Выполнение изделий детьми требует практически индивидуальной работы. Режим работы — 1 раз в неделю. Однако, при использовании в большом объеме дополнительных заданий геометрического характера, дидактических игр и упражнений можно увеличить количество занятий до двух раз в неделю. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы определяет педагог, исходя из возможности конкретной группы и материально – технического обеспечения. Выбор практических работ по желанию ребенка, но с учетом цели и задач данного занятия. Дальнейшее обучение возможно по индивидуальной программе обучения.

Методы работы можно выбирать в зависимости от темы и поставленной цели. В основном занятия ориентированы на словесные методы обучения – рассказ, беседа, инструктаж; демонстрационные – показ изделий народных мастеров, репродукций картин мастеров прошлого и современности, показ образцов работ прикладного творчества; практический; аналитический – наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивают непосредственное восприятия детьми конкретных предметов и их образов и облегчают усвоение материала. Наиболее эффективны для объяснения трудных для детского восприятия знаний игровые методы.

В процессе обучения постоянно используются игры на внимательность и сообразительность, позволяющие привести к активной переработке материала, пробудить интерес у ребенка, осознанное и эмоциональное отношение к предмету. Помимо основных этапов занятия в работу активно включен подготовительный этап, цель которого организация наблюдения, сравнений, обобщений с использованием дополнительного материала, дидактических игр и упражнений геометрического содержания, целенаправленное обучение приемам практического получения форм, в том числе с использованием чертежно-измерительных инструментов и моделирования (преобразование, комбинирование форм).

Задания могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми. Вначале дети учатся определять, что изображено. Такие задания даются им легко. Это первые занятия на развитие восприятия и воображения. Затем надо увидеть в изображении образца геометрические фигуры, изображающие предмет или узор. Задания постепенно усложняются и детям уже надо самостоятельно или с помощью педагога разделить на части (уже знакомые геометрические фигуры) рисунок, любое изображение предмета.

Для решения подобных задач необходимы различные задания, направленные на развитие познавательных способностей. При работе по развитию познавательных процессов у детей уделяется внимание развитию мышления, содержательно – логическим заданиям.

Проводятся задания на развитие восприятия и воображения. Например, выполни узор из набора геометрических фигур, проанализируй этапы выполнения этого задания; с помощью геометрической мозаики или рамки составь комбинацию из геометрических фигур. Используются задания для зрительных диктантов. При их выполнении идет более широкая опора на сформированные у детей геометрические представления и умение проводить сравнение и обобщение. На занятиях по нитяной графики целесообразно проводить игры и упражнений на развитие изобразительных умений с целью научить называть и различать цвета и их оттенки.

После нескольких занятий, на которых учащиеся получили определенный запас знаний, проводить викторины с использованием пословиц, загадок, сказок, стихов. С целью развития эстетического вкуса периодически устраивать выставки репродукций, картин предметов народно – прикладного искусства. Полезно рассматривание с детьми произведений искусства, иллюстраций, открыток, для оживления занятия использовать дидактические игры. На каждом занятии необходимо проводить физкультминутки и упражнения для снятия усталости глаз. В конце тем по нитяной графике можно устраивать конкурсы на наиболее интересную творческую работу, выполненную дома.

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстрационные наглядные пособия и индивидуальный материал, дидактические игры на развитие познавательных способностей, развитие сенсорного восприятия, игр и упражнений для усвоения материала.

Планирование внеурочной работы следует считать важным условием деятельности учительского коллектива и учитывать при этом интересы, возможности и склонности каждого учителя.

Разделяя и вытягивая волокно

Затем по распределительной ленте материал попадает на ленточные машины. Те в свою очередь дифференцируют массу на отдельные составляющие и распределяют их параллельно друг другу. На том же оборудовании ленту вытягивают.

Для того чтобы будущая нить была более прочной, машины соединяют вместе несколько жгутов и слегка подкручивают их. Полученная заготовка называется ровницей. Оборудование для производства тканей включает также прядильные автоматы. С их помощью ровница вытягивается. Затем она одновременно проходит процессы скручивания и наматывания на навой (специальный валик). После этого пряжа поступает на основовязальный станок, который собирает нити в отдельные заготовки.

Как изготавливают ткани в наше время

Сырье для производства тканей

Изначально для изготовления тканей использовалась шерсть различных животных, а также конопляные и льняные волокна. Затем в средние века в Европу из Азии были завезены шелк и хлопок. Их появление позволило существенно расширить ассортимент производимых тканей. В двадцатом веке учеными — химиками были созданы искусственные и синтетические волокна, которые тут же начали широко применять в ткацком производстве.

Все эти виды волокон используются для изготовления тканей и в наше время. Однако, сами по себе отдельные волокна не пригодны для производства тканого полотна, потому что природные волокна слишком коротки, и недостаточно прочны, а химические, хоть и имеют большую длину, очень тонки. Для того чтобы из волокон изготовить ткань, из них необходимо сначала сделать нити.

Прядение

Процесс превращения отдельных волокон в единую нить происходит на прядильной фабрике. Прядение химических и натуральных волокон имеет ряд существенных отличий.

Химические волокна получают путем продавливания синтетической массы через тончайшие отверстия – фильеры, поэтому они уже имеют заданную толщину и очень большую длину. Прядение химических волокон состоит лишь в скручивании нескольких мононитей между собой для получения единой нити необходимой толщины.

Натуральные волокна, прежде чем превратиться в нить, проходят более сложную обработку.

  1. Сначала спрессованные кипы, в виде которых волокна поступают на фабрику, направляют в рыхлительную машину, которая разделяет плотную массу на мелкие клочья.
  2. Затем их помещают в трепальный барабан, где происходит дальнейшее разрыхление и очищение волокон от всевозможного сора.
  3. После этого в чесальной машине волокна окончательно разделяются, распрямляются и располагаются все в одном направлении в виде широкой длинной ленты.
  4. Затем эта лента вытягивается и уплотняется, из нее формируется ровница – еще не нить, но уже и не волокно.
  5. Ровница наматывается на специальные бобины, которые переносят в прядильную машину. Там ровница окончательно вытягивается и плотно скручивается – получается готовая нить пригодная для производства ткани.

Моем и придаем цвет

Перед тем как попасть на окраску, ткань проходит через стирку. Первый процесс происходит в мыльной воде с установленной температурой и непрерывной скоростью. Затем материал ополаскивают в чистой жидкости. Благодаря этим этапам клейкая субстанция, использовавшаяся при ткачестве, вымывается.

Далее происходит процесс окрашивания. Ткань помещают в чистую воду, куда предварительно были добавлены красители. Раствор нагревается, и материал вымачивается в нем. Продолжительность такого процесса достигает шести часов. После этого ткань достается и полощется в теплой воде.

Сушим и наматываем

Благодаря специальному оборудованию материал распрямляется и разглаживается. После этого он проходит термообработку. Ткань помещается в сушильную камеру, где при установленной температуре происходит испарение влаги из ее волокон. Конечным этапом производства является накручивание на большие катушки. Как правило, вес одного готового элемента составляет полторы тонны.

Рассматривая лицевую сторону разных тканей, можно увидеть, что уточная нить проходит через основы с различной частотой. Это позволяет создавать рисунки (простые и сложные, крупные и мелкие). К первой категории материалов относятся сатиновая, полотняная или саржевая ткани. Примерами последнего варианта являются деним и шерсть. К полотняным материалам относят бязь, ситец и прочие.

Деним является более грубым вариантом хлопчатобумажного материала. Лицевая сторона ткани имеет, как правило, синий оттенок. Он образован нитями основы. Изнанка материала окрашена в белый цвет. Это заслуга уточных нитей. Благодаря такой комбинации деним имеет выгодное и отличное от других материалов свойство изменять свой цвет, «голубеть». Если слегка изменить структуру саржи (поменять схему поведения уточного челнока), получится полотно «елочка». Этот вариант широко встречается в знаменитых джинсах «Wrangler».

Соединяя ткани

В дополнение к ткачеству в производстве тканей используется также дублирование. Этот процесс представляет собой скрепление двух материалов между собой с помощью сшивания или склеивания. При этом используется специальное оборудование для дублирования тканей – прессы. Как правило, между собой соединяют шерсть и синтетику, хлопок и металлизированный материал. Процесс дублирования применяется для наделения полотен новыми свойствами: непромокаемостью, несминаемостью и прочими.

Российский рынок тканей представлен огромным количеством разнообразных компаний. Для того чтобы составить им конкуренцию, необходимо не только приобрести чесальные, вязальные, ткацкие, мотальные, сновальные, шлихтовальные и другие машины, но и наладить бесперебойное производство качественных материалов. Любой проект может стать успешным, если продумать каждую мелочь и задействовать свой скрытый потенциал.

Применяемое оборудование

В современных условиях производства невозможно обойтись без применения высокотехнологичных станков и вспомогательных механизмов, обеспечивающих механическое выполнение ткацких операций. Общий рабочий процесс данного оборудования направлен на формирование ткани с заранее определенными параметрами и свойствами. Механизировать этот процесс позволяет ткацкий станок или группа станков, снабженных следующими устройствами:

  • Зевообразовательный механизм – обеспечивает перемещение основной нити в вертикальном направлении.
  • Боевой агрегат – прокладывает уточную нить через зев.
  • Батанное устройство – выполняет операцию прибивания уточной нити к тканевой опушке.
  • Тормоз – отпускает основу нити с навоя и устанавливает ее достаточное натяжение.
  • Товарный регулятор – производит несколько операций, среди которых перемещение основной нити в продольном направлении и отвод наработанной ткани.

В зависимости от условий конкретного производства могут использоваться различные вспомогательные агрегаты и технические узлы. В обязательном порядке на ткацких фабриках применяются предохранительные устройства, благодаря которым снижается риск образования дефектов. Например, в случае обрыва нити они автоматически останавливают рабочий процесс, подавая соответствующий сигнал на пульт управления. Восстанавливает процесс мастер ткацкого производства, также отслеживающий рабочие параметры станка в штатном режиме.

Ссылка на основную публикацию
Похожее